«Роснефть» поторопила правительство с утверждением новых налоговых льгот/09.01.2020 Ведомости

«Роснефть» попросила правительство ускорить распределение новых налоговых льгот по итогам инвентаризации нефтяных месторождений, которую сама провела «поскважинно». Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина премьеру Дмитрию Медведеву.

Сечин в письме Медведеву отмечает, что процесс инвентаризации оказался затянут другими нефтяными компаниями из-за неопределенности сроков, а Минэнерго и Минприроды допускали утечку в прессу информации, имеющей «коммерческую ценность».

Автор письма настаивает на инвентаризации «исключительно на основании данных в разрезе проектных скважин». Он просит премьера к 1 февраля 2020 г. подготовить и направить в правительство предложения по налоговому стимулированию месторождений Западной Сибири на основании проведенной «дифференциации налоговых условий».

«Роснефть» в ходе инвентаризации представила в госкомиссию по запасам Роснедр анализ 99 месторождений, где добывается около 100 млн т нефти в год. Из более 400 представленных в комиссию месторождений поскважинный учет нефтяные компании провели только для 100 месторождений.

Инвентаризация нефтяных месторождений была объявлена в 2018 г. для распределения налоговых льгот в зависимости от рентабельности конкретных месторождений. По ее итогам предполагается расширить налог на дополнительный доход, ввести инвестиционный вычет (аплифт), снизить налог на добычу полезных ископаемых. Минэнерго и Минприроды должны были подвести итоги инвентаризации к 1 декабря 2019 г., но этот срок перенесли, по данным газеты, на 1 марта 2020 г.

«Роснефть» потеснит мировых мейджоров/ 26.12.2019 Полит.ру

«Роснефть» уже давно разработала стратегию развития компании, которая на определяет внедрение инновационных разработок по всем направлениям бизнеса. Одна из главных задач стратегии «Роснефть-2022» — инновационное развитие нефтепереработки, исключение зависимости от импортных поставщиков. Это не просто бизнес-цель, а, по сути, вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет.

Вице-президент по нефтепереработке «Роснефти» Александр Романов рассказал РБК, что еще несколько лет назад зависимость от импортных катализаторов была практически полная. «Сейчас, конечно, уже меньше. “Роснефть” по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе и собственного производства. У нас работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы», — рассказал он.

«На установках риформинга бензина мы уже несколько лет поэтапно производим замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга — самые дорогие, но они и служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых нами катализаторов риформинга произведены на нашем заводе в Ангарске. Так же как и катализаторы парового риформинга для производства водорода. Более 70% водорода вырабатывается нами на собственных катализаторах. Кстати, эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний», — объяснил Романов.

Ангарский завод «Роснефти» — производство широкого спектра. Основное направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, его мощность — до 400 т в год, а в общей сложности компания производит более 450 т катализаторов в год. Плюс — мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов, до 6 тысяч тонн в год, эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности «Роснефти» в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки.

На Уфимской группе НПЗ недавно прошел  промышленные испытания катализатор гидроочистки дизельного топлива — инновация «Роснефти», единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5.

Кроме того, испытания показали, что устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов.

«Более того, по активности наш катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги. Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора — одного из основных показателей его эффективности. Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», — рассказал вице-президент «Роснефти». В Стерлитамаке уже полностью готово производство катализаторов гидроочистки. С января 2020 года «Роснефть» полностью переходим с импорта этого вида катализаторов, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив.

Уже идут переговоры с зарубежными партнерами о поставках, «Роснефть» — акционер в нескольких иностранных нефтеперерабатывающих активах, в частности в Германии и Индии, компания будет участвовать в конкурсных процедурах на поставку и на этих предприятиях, и в других регионах.

Мощность «РН-Кат» по реактивации катализаторов составляет 2 тысячи тонны в год, по производству катализаторов гидроочистки — 4 тысячи тонны в год. Из них одна тысяча пойдет на собственные нужды, остальное — на продажу, уточнил Романов.

Пока что в России нет других таких мощностей для производства катализатора, так что у «Роснефти» есть по крайней мере пара лет для относительно спокойного развития. При этом рынок динамично развивается. 5-7 лет назад общее потребление катализаторов в России составляло около 7 тысяч тонн. Сейчас это уже порядка 17 тысяч тонн, а к 2030 году прирост ожидается на уровне не менее 50%, то есть еще на 10 тысяч тонн. То есть рынок, указал Романов в интервью, растет очень серьезными темпами.

При этом «Роснефть не планирует выходить на рынок катализаторов каталитического крекинга — главным образом потому, что компания уже сейчас является лидером и, по сути, единственным производителем платиносодержащих катализаторов риформинга.

«Риформинг и изомеризация — самые дорогие катализаторы, на них приходится порядка 40% всех процессов переработки. Поэтому сложно говорить о каком-то одном лидере рынка катализаторов в стране. Он в каждом сегменте свой. И главное, что это все российские компании. Нам удалось полностью разбить монополию импорта западных производителей», — указал Романов. В ближайшее время «Роснефть» будет делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. «В среднесрочной перспективе планируем освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Наша стратегическая цель — в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок», — сказал он.

«Важно правильно настроить всю цепочку работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства. В “Роснефти” такая цепочка уже создана. Наш корпоративный научный центр — крупнейший в Европе, включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции с общей численностью сотрудников более 15 тысяч человек. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет наш инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок — РН-ЦИР. В дополнение к этому мы развиваем парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки, который расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов. Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить», — заявил Романов.