Страны ЮВА формируют собственную повестку экономического сотрудничества с США – эксперт

БАНГКОК, 8 июн – РИА Новости. Страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступившие в переговоры с США в рамках новой американской инициативы “Рамочной договоренности по экономическому и торговому взаимодействию в Индо-Тихоокеанском регионе”, пришли на эти переговоры с собственной повесткой, от принятия которой Вашингтоном будет во многом зависеть их участие в американской альтернативе соглашениям о зонах свободной торговли, созданным с участием Китая.

Об этом рассказал РИА Новости известный таиландский политолог, обозреватель СМИ и специалист по региональным проблемам ЮВА Кави Чонгкиттавон​​​.

В мае США выступили с давно рекламируемой инициативой нового порядка торгово-экономических отношений между Америкой и Индо-Тихоокеанским регионом, “Индо-Тихоокеанской экономической структурой”, или “Рамочной договоренностью по экономическому и торговому взаимодействию в Индо-Тихоокеанском регионе во имя процветания”, которая представляет собой соглашение, включающее элементы зоны свободной торговли, которое Вашингтон намеревается подписать со странами-союзниками и партнерами в Азии, напомнил эксперт.

На настоящий момент крупнейшим действующим соглашением о зоне свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском, или, по американской терминологии, Индо-Тихоокеанском регионе, является Соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) с участием 15 стран: 10 стран ЮВА, объединенных в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. Вступившее в силу 1 января 2022 года соглашение о ВРЭП создало крупнейшую на сегодня зону свободной торговли в мире, в которой Китай играет одну из ведущих ролей, напомнил Чонгкиттавон.

“В этой ситуации американская инициатива рамочного соглашения по экономическому сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе является, конечно, попыткой США усилить свое присутствие в регионе, ощутимо “вернуться” в регион, отношения с которым были долгое время в режиме “автопилота”, – сказал он.

“Страны ЮВА в целом настроены позитивно по отношению к американским планам в сфере торгово-экономического сотрудничества, так как США – давний партнер в этой сфере, и продолженное сниженное внимания с их стороны к ЮВА вызывает в регионе дискомфорт, однако весь этот позитив “приправлен” рядом пожеланий со стороны стран региона, на которые Вашингтон отвечать пока не торопится”, – пояснил эксперт.

НИКТО НЕ ХОЧЕТ СОЗДАВАТЬ “СКРЫТЫЙ БЛОК ДРУЗЕЙ США”

Фактически, такие страны, как Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Бруней, Вьетнам и даже Сингапур, идут на переговоры по Индо-Тихоокеанскому рамочному экономическому соглашению с США со своей собственной повесткой по отстаиванию своих национальных и региональных интересов, сказал он.

“Во-первых, никому из участников переговоров со стороны Юго-Восточной Азии не интересен вариант создания под видом торгово-экономического объединения некого скрытого “блока друзей США” против третьей страны или стран”, – сказал Чонгкиттавон.

“Во-вторых, страны ЮВА хотят от соглашения с США хотя бы таких же прав и привилегий, как те, которые они уже имеют в составе ВРЭП. Для Таиланда, например, интересно снижение или отмена таможенных тарифов на импорт таиландской продукции”, – продолжил он.

ИНИЦИАТИВА США НЕДОСТАТОЧНО ДЕТАЛИЗИРОВАНА, МНОГОЕ РЕШАТ ПЕРЕГОВОРЫ

Несмотря на прошедшую в Японии 23 мая мировую презентацию американской инициативы, переговоры о ее реализации пока находятся в самой начальной стадии, отметил эксперт.

“Дело в том, что сама американская инициатива пока недостаточно детализирована. В ней определены цели, связанные с дальнейшим развитием торгово-экономических отношений и инвестиций, устойчивостью цепочек поставок, декарбонизацией и чистой энергетикой, налогово-таможенной сферой и антикоррупционной деятельностью, однако детализация по всем этим вопросам будет, как предполагают в ЮВА, рождаться в переговорах, которые пока находятся в самой начальной стадии”, – пояснил он.

Чонгкиттавон отметил, что к основным вопросам, которые пока остаются без ответов, относится тарифная политика, которую подразумевает американская инициатива.

“С самого начала американцы подчеркивали, что их инициатива коренным образом отличается от обычных соглашений о зонах свободной торговли. Также с самого начала было сказано, что вопрос о таможенных тарифах не является органической частью предлагаемого соглашения, и при этом было недвусмысленно заявлено, что США будут стараться не подвергать опасности существующие в Америке рабочие места в угоду новому соглашению в Индо-Тихоокеанском регионе”, – сказал он.

Эксперт отметил, что если эта позиция США не претерпит никаких изменений в ходе переговоров, интерес стран ЮВА к соглашению может оказаться недолговечным.

“Поэтому каждая из стран, входя в эти переговоры, оставила для себя возможность выйти из них в любой момент до подписания соглашения”, – сказал эксперт.

“Что касается позитива, то здесь многообещающим выглядит тот факт, что сегодня США постоянно подчеркивают, что они разделяют идеи “Видения АСЕАН для Индо-Тихоокеанского региона”, важнейшей частью и отличием которого от американской “Стратегии для Индо-Тихоокеанского региона” является принцип инклюзивности, то есть включенности и вовлеченности в региональные процессы и инициативы всех государств региона без каких-либо исключений по любым, в том числе политическим, мотивам”, – заключил Чонгкиттавон.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА “Новости” обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Источник «МФД-ИнфоЦентр»

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *